• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Акцизы могут решить проблему дорог
Cкачать пост

Акцизы могут решить проблему дорог

Российское правительство рассматривает увеличение НДПИ на нефть и резкое увеличение акцизов на топливо в качестве мер по наполнению дорожных фондов к 2014-2015 годам. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) в свою очередь заявляют, что эффект может быть обратным, так как разработка многих месторождений окажется нерентабельной.



Впрочем, нет ничего удивительного в том, что мнения расходятся. Ведь цель Минфина — повысить сборы, и зачастую это идет в ущерб рентабельности ВИНК, налоговая нагрузка на которых растет. И если пересмотр НДПИ в сторону повышения для пополнения дорожных фондов маловероятен, то увеличение акцизов наверняка произойдет. Это в свою очередь может снизить дополнительную выгоду, которую получали нефтяные компании, раньше других вложившиеся в повышение качества производства.

В погоне за пополнением казны не прослеживается определенный долгосрочный план относительно системы налогообложения отрасли, непоследовательность изменений которой дает ВИНК смешанные сигналы.

С одной стороны, правительство обеспокоено уменьшением налогооблагаемой базы, с другой — оно регулярно предоставляет льготы определенным проектам. Однако ситуация в нефтяной отрасли такова, что традиционная ресурсная база, где добыча имеет низкую себестоимость, истощена, и рост добычи в дальнейшем должен происходить за счет ввода новых добычных объектов в регионах с более высокой себестоимостью (Восточная Сибирь, Ямал, шельф). Также компаниям приходится использовать дорогостоящие методы добычи для вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти (Баженовская, Ачимовская свиты, например). Регулярное предоставление льгот может привести к нежелательному снижению эффективности сектора.

Что касается дифференциации акцизов, то их снижение на топливо высокого качества изначально было призвано стимулировать инвестиции в переработку. Теперь же планируемый более быстрый рост акцизов на топливо 4-5 классов, по сути, наказывает те ВИНК, которые ускоренными темпами модернизировали НПЗ, чтобы максимизировать выгоду от дифференцированных акцизов. Одной из таких ВИНК является Лукойл, который уже полностью перевел свои НПЗ на производство топлива класса Евро-5. Пострадает и Башнефть, которая в своей розничной сети реализует лишь топливо класса Евро-5.

При текущих акцизах рост цен на бензин до конца года может составить 10-12%. Если же акцизы для более качественного топлива будут увеличены, то рост цен может достигнуть 15%, так как некоторые компании попытаются компенсировать выпадающие дополнительные доходы от отмены дифференциации акцизов. Однако эти попытки будут сдерживаться регулирующими органами.

Целевая цена по акциям Лукойла составляет 2815 руб.

Целевая цена по обыкновенным акциям Башнефти — $64,6, по привилегированным — $48,4.