• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Банковские услуги все ближе народу
Cкачать пост

Банковские услуги все ближе народу

Наши граждане постепенно привыкают к широкому спектру банковских услуг — кредитная карта не является уже чем-то новым, а дебетовая карта давно прописалась в кошельках населения. При этом количество пользователей банковскими услугами стабильно растет в течение последних трех лет. Наиболее популярными среди банковских продуктов остаются зарплатные карты и потребительские кредиты, а также всевозможные платежи. Именно такие данные приводит в своем очередном опросе Национальное агентство по финансовым исследованиям (НАФИ).



Согласно представленному исследованию, общая доля банковских клиентов среди населения на протяжении последних пяти лет уверенно росла. И если в 2008 году только каждый второй гражданин нашей страны прибегал к услугам банков, а это 52% опрошенных, то в 2011 году таких россиян было уже 74%, а в 2012 году — 77%. На протяжении прошлого года данный показатель не изменился и остался на прежнем уровне.

Безусловно, самым популярным банковским продуктом остаются зарплатные карты, оформленные работодателями. Ими пользуются 42% опрошенных. Любопытно, что по личному желанию эти же карты оформляют лишь 8% респондентов. Подобная ситуация характерна и для кредиток. По собственному желанию их оформляютт лишь 5% опрошенных. Причина очевидна в обоих случаях. Дебетовые карты оформляются работодателем в добровольно-принудительном порядке, а кредитные карты добавляются в кошельки граждан за счет различных кобрендинговых, бонусных программ с авиаперевозчиками, различными магазинами и т.д. Кроме того и сами банки для удобства клиента при оплате того или иного кредита предлагают оформить кредитную карту. В результате в прошлом году российские банки смогли показать впечатляющий рост по рынку кредитных карт. Напомню, что согласно исследованию ТКС Банка, рынок кредитных карт в России по итогам 2012 года увеличился на 82,5% и составил 671,3 млрд руб. (годом ранее показатель вырос на 61,6%).

Интересно, что по таким услугам как вклады и денежные переводы наблюдается незначительное снижение доли пользователей, которое в первом случае объясняется сезонностью, а также ситуацией с ликвидностью у кредитных организаций, а во втором — активным развитием небанковских провайдеров платежных услуг, что обуславливает отток клиентов из банков.

Безусловно, лидером по рынку всех пластиковых карт, как в прочем и по всем остальным банковским услугам, остается Сбербанк. Официальных данных по итогам 2012 года пока нет, но в целом позиции лидеров, полагаю, не изменились в сравнении с результатами первого полугодия прошлого года. Так, еще в середине 2012-го в пятерку лидеров по объему пластиковых карт входили Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк, Росбанк и Уралсиб. Интересно, что на шестой позиции находился Банк Возрождение. Учитывая, что у тройки лидеров довольно внушительный по размерам объем пластиковых карт в обращении (Сбербанк имеет 76 млн шт., ВТБ24 — 10,3 млн шт., Альфа-Банк — 9,4 млн шт.), то можно ожидать, что по итогам 2012 года и за первое полугодие 2013 года позиции их не претерпят существенных изменений. А это предполагает стабильные процентные и комиссионные доходы по картам.

Целевая цена по обыкновенным акциям Сбербанка составляет 115,20 руб., по привилегированным — 83,20 руб. Таргет по бумагам ВТБ составляет 0,08337 руб., что превышает текущие рыночные котировки на 46%.