• EUR / USD /
  • GBP / USD /
  • USD / RUB /
  • EUR / RUB /
Низкие тарифы и надежность — лучшие качества российского банка
Cкачать пост

Низкие тарифы и надежность — лучшие качества российского банка

Для жителей России по-прежнему очень важен вопрос участия государства в капитале банка — для большинства наших соотечественников это залог надежности финансового учреждения, и в посткризисных условиях этот выбор верен. Но по мере роста доходов населению становится очевидно, что частные банки оказывают более качественный сервис, чем государственные — при меньших тарифах.



Исследовательский центр РОМИР провел исследование, которое позволило определить основные критерии россиян при выборе банка для обслуживания.

Основные критерии оценки банка населением



Источник: общественный холдинг «Ромир», общероссийский Омнибус

Для жителей России по-прежнему очень важен вопрос участия государства в капитале банка — для большинства наших соотечественников это залог надежности финансового учреждения. И в посткризисных условиях этот выбор верен.

При этом опрос РОМИР демонстрирует интересный факт — значимость государственной поддержки банка обратно пропорциональна доходам респондента. В категории россиян с месячным доходом от 15 до 25 тысяч рублей участие государства в капитале банка предпочтительно для 30% опрошенных, а среди россиян с доходом от 35 до 45 тысяч рублей важность этого критерия отмечают лишь 6%. Это указывает на недостаточную информированность о рынке банковских услуг людей с невысокими доходами. Среди них, в частности, гораздо ниже доля пользователей интернета — основного источника информации о банковских услугах, чем среди лучше обеспеченных слоев населения. В действительности многие частные банки из «топ-100» оказывают гораздо более качественный сервис, чем государственные, и при меньших тарифах.

Народная любовь никак не связана с эффективностью работы банка

Как показывают исследования, наиболее эффективно по критерию Прибыль/Активы работают средние частные банки, занимающие от 50-го до 200-го места по размеру активов. Среди десяти наиболее эффективных банков нет ни одного госбанка, зато представлены три «дочки» иностранных банков — ХКФ-Банк, Коммерцбанк (Евразия), Инг Банк (Евразия).

Главные критерии привлекательности банка для частного клиента — низкие расценки на услуги и надежность кредитной организации. Эти два показателя остаются для большинства людей определяющими на протяжении десятков лет. Любопытно, но несмотря на то, что доступные тарифы являются более значимым критерием для респондентов, чем надежность (52% против 33% опрошенных), россияне по-прежнему больше доверяют госбанкам. При этом тарифы в том же Сбербанке — отнюдь не самые низкие на рынке. Так, за перевод по России в пользу третьего лица на счет в другом банке в Сбере с вас возьмут 2% от суммы перевода, а в крупнейшем частном Альфа-банке — 1,5%.

Повторюсь: многие частные банки из «топ-100» оказывают гораздо более качественные услуги при меньших тарифах, чем банки с госучастием в капитале.

С повышением уровня жизни финансовая грамотность растет — люди с более высокими доходами идут в другие банки, более отвечающие их потребностям. Напомню, что в рейтинге народных банков на портале Банки.ру Сбербанк входит в десятку банков с наихудшими отзывами клиентов. Кстати, в эту десятку входит и другой банк с госучастием — Банк Москвы.

Отчетность Сбербанка также демонстрирует, что доля монополиста на рынке потребительских услуг сокращается. Так, доля Сбера на рынке вкладов физлиц на 1 июля 2010 года составляла 48,6% — годом ранее она была 50,4%. С кредитами дела обстоят получше: доля Сбера на рынке потребкредитов сейчас — 32,6% (годом ранее она составляла 31,7%). Но следует иметь в виду, что в 2009 году рынок кредитования переживал спад из-за кризиса — банки практически свернули кредитование. Поэтому корректнее будет сравнивать с началом 2010 года. В этом ракурсе доля Сбера на рынке потребкредитов немного снизилась: до 32,6% с 32,7%.

Значит ли это, что население стало больше доверять коммерческим банкам? Да, безусловно! Центробанк продемонстрировал профессиональную антикризисную политику по поддержке банковской системы — пик кризиса прошел, и многие крупные частные банки устояли. Это существенно повысило уровень доверия населения к российской финансовой системе в целом.